- На головну »
- бібліотека , Всеукраїнський день бібліотек , знаменні дати »
- Александрийская библиотека - библиотека, ставшая легендой
Автор : Єжова Тетяна
30 вересня 2016 р.
30 сентября - Всеукраинский день библиотек
Уважаемые
аргонавты! Вы, как образованные люди, конечно, слышали об
Александрийской библиотеке – одной из самых знаменитых библиотек мира.
Благодаря Bibliotheca Alexandrina – так ее называли древние греки и
египтяне, Александрия стала местом паломничества величайших умов мира.
Александрия была построена на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила и первоначально обнесена стеной длиной в шесть километров и шириной в два километра.
По обеим сторонам главных улиц, имевших тридцатиметровую ширину, располагались колоннады.
Задуманный как город ученых, город Александрия соединялся с островом Фарос, на котором располагался знаменитый Александрийский маяк, дамбой, длиной в 1290 метров, и имел четыре удобные пристани.
Говорят, что в период своего расцвета, население Александрии, состоявшее в основном из ученых греков и иудеев, и многочисленных гостей, достигало миллиона человек, а площадь города превышала сто квадратных километров.
В Римской империи город считался вторым по значению после самого Рима. Среди достопримечательностей города современники отмечали гробницу Александра Македонского, дворцы Птолемеев, Юлия Цезаря и Марка Антония, храм Посейдона и театр.
Александрия была построена на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила и первоначально обнесена стеной длиной в шесть километров и шириной в два километра.
По обеим сторонам главных улиц, имевших тридцатиметровую ширину, располагались колоннады.
Задуманный как город ученых, город Александрия соединялся с островом Фарос, на котором располагался знаменитый Александрийский маяк, дамбой, длиной в 1290 метров, и имел четыре удобные пристани.
Говорят, что в период своего расцвета, население Александрии, состоявшее в основном из ученых греков и иудеев, и многочисленных гостей, достигало миллиона человек, а площадь города превышала сто квадратных километров.
В Римской империи город считался вторым по значению после самого Рима. Среди достопримечательностей города современники отмечали гробницу Александра Македонского, дворцы Птолемеев, Юлия Цезаря и Марка Антония, храм Посейдона и театр.
Но основу славы города составляла знаменитая Александрийская библиотека, входящая в состав Мусейона (досл. «храм муз»), откуда впоследствии и произошло современное слово «музей».
Александрийская библиотека своей известностью затмила даже славу знаменитого Фаросского маяка, являвшегося одним из «семи чудес света» античности.
Создание Александрийской библиотеки связывают с именем Птолемея Первого Сотера (Спасителя), который после смерти Александра Македонского и распада его империи, стал царем покоренного Египта и основателем династии Птолемидов, сделав Александрию столицей Египетского государства. Птолемей Сотер пригласил для организации работы Александрийского Мусейона и Александрийской библиотеки греческого ученого Деметрия Фалерского, ученика Теофраста, который являлся учеником Аристотеля, наставника и воспитателя Александра Македонского.
После смерти Аристотеля, Теофраст унаследовал его библиотеку, в которой насчитывалось порядка сорока тысяч рукописных книг, собранных Аристотелем во время завоевательных походов Александра Македонского.
Между тем Аристотель известен и тем, что был одним из самых талантливых и умнейших учеников Платона, и кроме того являлся организатором Афинского Ликея (лицея), в котором учился Теофраст.
Надо сказать, что Деметрий Фалерский одно время был правителем Афин и обладал хорошими организаторскими способностями.
Именно он посоветовал Птолемею Сотеру выкупить у Теофраста библиотеку Аристотеля, на тот момент являвшуюся лучшим собранием книг мировой литературы, которая и легла в основу Александрийской библиотеки.
По его же совету, работа Александрийского Мусейона была организована по подобию Академии Платона и Ликея (лицея) Аристотеля.
Рассказывают, что Птолемей Сотер собирал свою библиотеку двадцать три года, а для того, чтобы заполучить в Александрию Менандра, считающегося основателем аттической комедии и которого Аристофан Византийский ставил на первое место после Гомера, он обещал самые богатые дары и даже половину собственного царства.
Однако преемник Сотера, Птолемей ІІ (Филадельф) превзошел своего отца. Он приказал, не торгуясь скупать или делать копии всех известных книг, в Греции и за ее пределами, и особенно высоко им ценились книги, хранящиеся в святилищах Афин и на острове Родос.
По дошедшей до нас легенде, когда из Афин Птолемею III были на время привезены бесценные оригиналы классических греческих драм для того, чтобы переписать их, он пообещал даже заплатить залог и после завершения работ вернуть эти ценные рукописи. Однако, заполучив рукописи, царь отказался дать залог и, оставив у себя оригиналы, обратно отправил копии.
Таким образом, дорогие аргонавты, уже в начале нашей эры Александрийская библиотека стала крупнейшим книжным собранием Античного мира. Здесь хранились произведения выдающихся ученых и литераторов, книги на самых разных языках. Считалось, что в мире нет ни одного ценного литературного произведения, копии которого не было бы в Александрийской библиотеке. Предполагается, что в Александрийской библиотеке насчитывалось более 700000 папирусных свитков. (Для сравнения, в XIV веке в библиотеке Сорбонны находилось самое большое собрание книг в мире – 1700 экземпляров).
В хранилище находились не только свитки, но и каменные и вощеные таблички с клинописью и иероглифами. Александрийская библиотека была открыта для всех желающих и считалась святым местом, не уступающим по значимости многим религиозным храмам. Перед вхождением в ее хранилище совершался обряд очищения.
Александрийский Мусейон представлял собой академический городок с университетом, в котором работали самые известные ученые того времени, для нужд которого были построены обсерватория, зоопарк, ботанический сад и библиотека. Ученые в Александрии славились своими трудами по геометрии, тригонометрии и астрономии, а также языкознанию, литературе и медицине.
Главой
Александрийского Мусейона являлся верховный жрец, которого назначал
царь. Он же назначал и главного хранителя Александрийской библиотеки,
из числа наиболее видных ученых, писателей или поэтов.
Вот только некоторые достославные имена древних ученых, из числа упоминаемых главных хранителей Александрийской библиотеки, согласно так называемым оксиринхским папирусам: Зенодот Эфесский, Эратосфен Киренский, Аполлоний Родосский, Каллимах Киренский, Аристофан Византийский, Клавдий Птолемей.
Надо сказать, что каждый из них оставил свой яркий след в истории науки и мировой культуры, чему в немалой степени способствовала занимаемая ими должность.
Например, Каллимах оставил после себя свыше 800 сочинений, но прославился созданием 120-томного полного каталога Александрийской библиотеки, известного под названием «Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания».
К сожалению, этот фундаментальный библиографический труд не сохранился, и поэтому мы не можем представить себе в полном объеме фонды и масштабы Александрийской библиотеки.
Известно лишь, что после Каллимаха, над составлением и усовершенствованием библиографического каталога Александрийской библиотеки долгое время трудился Аристофан.
После смерти Птолемея Сотера, главным хранителем библиотеки стал наставник и воспитатель его сына и наследника, Птолемея Филадельфа, греческий ученый Зенодот Эфесский. По преданию, именно он создал наиболее полную дошедшую до нас, запись «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.
Эратосфен, занимавший пост главного хранителя библиотеки с 235 года до н.э., впервые ввел в обращение термин «география», вычислил окружность Земли, и после тщательного изучения имеющихся в его распоряжении множества старых географических карт, разработал метод их построения.
Более того, на основании прежних исторических хроник и географических карт, создал свою собственную обобщенную карту мира. Известно лишь, что существовало много копий карт Древнего мира, которые использовал для своей работы Эратосфен.
Согласно преданию, Эратосфен разработал и основы современного солнечного календаря, значительно позже введенного в обращение Юлием Цезарем и потому получившего название юлианского.
Еще один великий ученый, Клавдий Птолемей, также в свое время бывший главным хранителем библиотеки, создал геоцентрическую систему мира и написал «Великое математическое построение астрономии», впоследствии названное арабами «Альмагест».
В Александрийской библиотеке учились и создавали свои шедевры многие великие ученые древности, среди которых Эвклид, Теон Александрийский, Архимед, Аполлоний из Перги, Герофил Халкедонский, Аристарх Самосский и другие.
В этой библиотеке были собраны все письменные источники древности, которые сумела собрать династия Птолемеев.
Однако славу Александрийской библиотеке, любознательные аргонавты, принесло не столько количество собранных свитков, и даже не то, что вскоре после создания она стала собранием работ философов и ученых со всего мира.
Самой легендарной страницей истории библиотеки стала ее гибель. Однако до сих пор нам неизвестна достоверная судьба книжного фонда Александрийской библиотеки.
Существуют три версии ее гибели, но ни одна из них не подтверждена достоверными фактами.
Вот только некоторые достославные имена древних ученых, из числа упоминаемых главных хранителей Александрийской библиотеки, согласно так называемым оксиринхским папирусам: Зенодот Эфесский, Эратосфен Киренский, Аполлоний Родосский, Каллимах Киренский, Аристофан Византийский, Клавдий Птолемей.
Надо сказать, что каждый из них оставил свой яркий след в истории науки и мировой культуры, чему в немалой степени способствовала занимаемая ими должность.
Например, Каллимах оставил после себя свыше 800 сочинений, но прославился созданием 120-томного полного каталога Александрийской библиотеки, известного под названием «Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания».
К сожалению, этот фундаментальный библиографический труд не сохранился, и поэтому мы не можем представить себе в полном объеме фонды и масштабы Александрийской библиотеки.
Известно лишь, что после Каллимаха, над составлением и усовершенствованием библиографического каталога Александрийской библиотеки долгое время трудился Аристофан.
После смерти Птолемея Сотера, главным хранителем библиотеки стал наставник и воспитатель его сына и наследника, Птолемея Филадельфа, греческий ученый Зенодот Эфесский. По преданию, именно он создал наиболее полную дошедшую до нас, запись «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.
Эратосфен, занимавший пост главного хранителя библиотеки с 235 года до н.э., впервые ввел в обращение термин «география», вычислил окружность Земли, и после тщательного изучения имеющихся в его распоряжении множества старых географических карт, разработал метод их построения.
Более того, на основании прежних исторических хроник и географических карт, создал свою собственную обобщенную карту мира. Известно лишь, что существовало много копий карт Древнего мира, которые использовал для своей работы Эратосфен.
Согласно преданию, Эратосфен разработал и основы современного солнечного календаря, значительно позже введенного в обращение Юлием Цезарем и потому получившего название юлианского.
Еще один великий ученый, Клавдий Птолемей, также в свое время бывший главным хранителем библиотеки, создал геоцентрическую систему мира и написал «Великое математическое построение астрономии», впоследствии названное арабами «Альмагест».
В Александрийской библиотеке учились и создавали свои шедевры многие великие ученые древности, среди которых Эвклид, Теон Александрийский, Архимед, Аполлоний из Перги, Герофил Халкедонский, Аристарх Самосский и другие.
В этой библиотеке были собраны все письменные источники древности, которые сумела собрать династия Птолемеев.
Однако славу Александрийской библиотеке, любознательные аргонавты, принесло не столько количество собранных свитков, и даже не то, что вскоре после создания она стала собранием работ философов и ученых со всего мира.
Самой легендарной страницей истории библиотеки стала ее гибель. Однако до сих пор нам неизвестна достоверная судьба книжного фонда Александрийской библиотеки.
Существуют три версии ее гибели, но ни одна из них не подтверждена достоверными фактами.
Согласно
первой версии, библиотека сгорела в 47 году до н.э., во время так
называемой Александрийской войны, и к ее гибели историки считают
причастным Юлия Цезаря.
Данные события действительно имели место на территории Александрии, во время династической борьбы между Клеопатрой Седьмой и ее малолетним братом и супругом, Птолемеем Тринадцатым Дионисием.
Клеопатра являлась старшей дочерью Птолемея Двенадцатого Авлета, и по его завещанию, в 17 лет была назначена соправительницей своего несовершеннолетнего супруга, но в 48 году до н.э. в результате мятежа и дворцового переворота потеряла власть. Мятеж поднял египетский военачальник Ахилла, в результате чего к власти пришла младшая сестра Клеопатры - Арсиноя.
Однако вскоре после этого, Клеопатра, поддержанная находящимся в Александрии немногочисленным войском Юлия Цезаря, выступившего против мятежного Ахилла, сумела вернуть себе власть.
Согласно существующей легенды, Юлий Цезарь, вынужденный сражаться на улицах Александрии против значительно превосходящих сил противника, чтобы придать стойкость своим войскам, приказал сжечь римский флот, на который уже грузились, готовые к эвакуации в Рим, ценности и рукописи Александрийской библиотеки. С пристани пожар перекинулся на город, при этом часть книжного фонда, находящаяся на кораблях, сгорела.
Срочно прибывшие на помощь Юлию Цезарю римские войска из Сирии, помогли подавить мятеж. В 47 году до н.э. благодарная Клеопатра родила от Юлия Цезаря сына, который официально был признан им и назван Цезарионом. Чтобы узаконить свою власть, она выходит замуж за своего младшего брата, известного под именем Птолемея Четырнадцатого.
В 46 году до н.э. Клеопатра торжественно прибывает в Рим, где официально провозглашается союзником Римской империи. После смерти Юлия Цезаря и начавшейся в необъятной Римской империи Гражданской войны, она становится на сторону триумвирата созданного Антонием, Октавианом и Лепидом.
При разделе провинций между триумвирами, Марк Антоний получил восточные области Римской империи и связал свою судьбу с Клеопатрой, попав под ее полное влияние, чем восстановил против себя весь Рим.
И уже в 31 году до н.э. египетский флот потерпел сокрушительное поражение от римлян у мыса Акций, после чего Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, а Египет был превращен в римскую провинцию, и полностью потерял свою независимость.
С этого времени Александрийская библиотека официально становится собственностью Римской империи.
Данные события действительно имели место на территории Александрии, во время династической борьбы между Клеопатрой Седьмой и ее малолетним братом и супругом, Птолемеем Тринадцатым Дионисием.
Клеопатра являлась старшей дочерью Птолемея Двенадцатого Авлета, и по его завещанию, в 17 лет была назначена соправительницей своего несовершеннолетнего супруга, но в 48 году до н.э. в результате мятежа и дворцового переворота потеряла власть. Мятеж поднял египетский военачальник Ахилла, в результате чего к власти пришла младшая сестра Клеопатры - Арсиноя.
Однако вскоре после этого, Клеопатра, поддержанная находящимся в Александрии немногочисленным войском Юлия Цезаря, выступившего против мятежного Ахилла, сумела вернуть себе власть.
Согласно существующей легенды, Юлий Цезарь, вынужденный сражаться на улицах Александрии против значительно превосходящих сил противника, чтобы придать стойкость своим войскам, приказал сжечь римский флот, на который уже грузились, готовые к эвакуации в Рим, ценности и рукописи Александрийской библиотеки. С пристани пожар перекинулся на город, при этом часть книжного фонда, находящаяся на кораблях, сгорела.
Срочно прибывшие на помощь Юлию Цезарю римские войска из Сирии, помогли подавить мятеж. В 47 году до н.э. благодарная Клеопатра родила от Юлия Цезаря сына, который официально был признан им и назван Цезарионом. Чтобы узаконить свою власть, она выходит замуж за своего младшего брата, известного под именем Птолемея Четырнадцатого.
В 46 году до н.э. Клеопатра торжественно прибывает в Рим, где официально провозглашается союзником Римской империи. После смерти Юлия Цезаря и начавшейся в необъятной Римской империи Гражданской войны, она становится на сторону триумвирата созданного Антонием, Октавианом и Лепидом.
При разделе провинций между триумвирами, Марк Антоний получил восточные области Римской империи и связал свою судьбу с Клеопатрой, попав под ее полное влияние, чем восстановил против себя весь Рим.
И уже в 31 году до н.э. египетский флот потерпел сокрушительное поражение от римлян у мыса Акций, после чего Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, а Египет был превращен в римскую провинцию, и полностью потерял свою независимость.
С этого времени Александрийская библиотека официально становится собственностью Римской империи.
Известно, что фонды Александрийской библиотеки, сгоревшие по вине Юлия Цезаря, попытался восстановить в полном объеме (и кажется, восстановил) Марк Антоний, который после смерти Юлия Цезаря, став наместником Египта, скупил все книги библиотеки Пергама, в которой находились практически все копии книг из Александрии.
Он сделал воистину царский подарок Клеопатре, преподнеся ей 200 000 томов уникальных книг, вывезенных из Пергамской библиотеки, многие из которых являлись автографами и стоили целые состояния. Позже их разместили в фондах дочерней библиотеки Александрии.
Повторно Александрийская библиотека сильно пострадала во время захвата Египта Зенобией (Зиновией) Пальмирой.
Исповедовавшая иудаизм Зенобия Септимия, ставшая августой Пальмиры в 267 году, объявила Пальмиру независимым от Рима царством, и, разбив посланные на ее подавление легионы римского императора Публия Лициния Игнация Галлиена, завоевала Египет.
Попутно отметим, что именно Галлиен предоставил свободу вероисповедания христианам.
Исповедовавшая иудаизм Зенобия Септимия, ставшая августой Пальмиры в 267 году, объявила Пальмиру независимым от Рима царством, и, разбив посланные на ее подавление легионы римского императора Публия Лициния Игнация Галлиена, завоевала Египет.
Попутно отметим, что именно Галлиен предоставил свободу вероисповедания христианам.
Это было самое кризисное для Римской империи время.
Посланный на усмирение мятежной Зенобии, «восстановитель империи» Луций Домиций Аврелиан, в 273 году разбил семидесятитысячное войско Пальмиры и пленил царицу Зенобию, присоединив к Римской империи почти все утраченные ранее области.
Во время этой войны, часть Александрийской библиотеки была сожжена и разграблена сторонниками Зенобии, но после ее пленения, снова почти полностью восстановлена.
Любопытно, что после победы над Зенобией, Аврелиан начинает утверждать в Римской империи неограниченную власть императора, и официально стал именовать себя «господином и богом».
При этом повсеместно в Римской империи вводится культ Непобедимого Солнца, т.е. Аврелиан также пытался восстановить в Римской империи уже подзабытую к этому времени религию фараона Эхнатона.
Однако это был не последний пожар Александрийской библиотеки.
Еще одно, самое жестокое и бессмысленное уничтожение фондов Александрийской библиотеки, произошло в 391 году, во время правления (375-395 гг.) императора Феодосия Великого.
В этот трагический год, толпы христианских фанатиков, подогреваемыми проповедями епископа Александрии Феофила, чтобы утвердить главенствующую роль христианской религии, буквально разгромили Александрийскую библиотеку, имея целью уничтожить все языческие и еретические книги.
Погром завершился пожаром, в котором погибло большинство рукописей, некоторые из которых стоили целые состояния.
Такова официальная версия.
Но существует информация о надгробной надписи в склепе богатого купца, относящейся приблизительно к 380 году, в которой утверждается, что в течение года, двадцать его кораблей перевозили священные тексты из Египта на остров Родос и в Рим, за что он получил благодарность и благословение от самого Папы Римского.
Сложно судить о степени правдивости данной информации, ибо она опубликована не в академическом издании, но достоверно известно, что позже, «сгоревшие и уничтоженные» книги Александрийской библиотеки таинственным образом стали появляться в других коллекциях, библиотеках и собраниях, чтобы по прошествии времени, опять бесследно исчезнуть.
Но если бесценные книги, стоящие целые состояния, «бесследно» исчезают, значит, это тоже было кому-то нужно.
И именно в папской библиотеке, Алонсо Пинсон, один из капитанов легендарной эскадры Колумба, обнаружил координаты таинственного острова Сипанго, поисками которого Колумб занимался всю свою жизнь.
Между тем, несмотря на беспощадный погром и пожар, устроенный бесноватым Феофилом, основные фонды Александрийской библиотеки все-таки сохранились, и библиотека продолжала существовать.
Окончательную ее гибель историки опять-таки необоснованно связывают с нашествием на Египет арабов под предводительством халифа Омара Первого, и даже сообщают точную дату этого события - 641 год, когда после четырнадцатимесячной осады войска халифа Омара захватили Александрию.
До нас дошла красивая легенда, связанная с этим событием, которая родилась благодаря книге «История династий» сирийского писателя тринадцатого века Абуль Фараджа. Легенда гласит, что когда войска халифа стали сжигать книги на площади, служители Александрийской библиотеки на коленях умоляли его, сжечь лучше их, но пощадить книги. Однако халиф им ответил: «Если в них хранится то, что написано в Коране, они бесполезны, а если противоречат слову Аллаха – вредны».
Александрийская библиотека действительно сильно пострадала во время узаконенных грабежей войск победителя, на разграбление которым, по традициям того времени, на три дня отдавались все ожесточенно сопротивляющиеся города после их захвата.
Однако основная часть книжного фонда опять уцелела и стала наиболее ценным военным трофеем халифа Омара, а ее бесценные книжные фонды чуть позже стали украшением и гордостью наиболее выдающихся библиотек, коллекций и собраний арабского Востока.
Еще одна версия указывает на отсутствие должного ухода за собранием библиотеки после падения державы Птолемеев. Вследствие этого книги сами по себе пришли в негодность, и турки-османы могли сжечь только пустые ветхие здания.
Таким образом, среди специалистов нет единого мнения о гибели библиотеки, и ученые по-прежнему спорят, как и когда она исчезла. Причина этого спора в том, что, к сожалению, древние летописцы не видели необходимости детально описывать научные учреждения Александрии. Слова Афинея, историка III века н. э., довольно типичны: «Зачем говорить о числе книг, устройстве библиотек и коллекции Мусейона, если людям все это прекрасно известно?» Подобные высказывания древних не радуют современных ученых, которые ищут возможности как можно больше узнать об этой удивительной древней библиотеке. Какой бы ни была причина исчезновения библиотеки, ее гибель, в первую очередь, означала потерю огромной сокровищницы знаний. Исчезли сотни тысяч работ греческих драматургов, а также труды по греческой историографии за 500 лет, кроме некоторых работ Геродота, Фукидида и Ксенофонта.
Так или иначе, самая большая библиотека времен античности исчезла. После многочисленных социальных и природных катаклизмов те рукописи, которые выжили, оказались в библиотеках стран Средиземноморья и Западной Европы, послужив основой для развития интеллектуальных сообществ исламского и христианского Средневековья.
В это же время, в IV в., берет начало коллекция древних рукописей библиотеки Ватикана. Её первые корни были заложены при Дамасе I. От IV века до наших дней, столько фактически живёт Ватиканская библиотека. Именно тогда было положено начало уникальнейшего книжного фонда библиотеки Ватикана (вспомним надпись на склепе богатого купца).
Посланный на усмирение мятежной Зенобии, «восстановитель империи» Луций Домиций Аврелиан, в 273 году разбил семидесятитысячное войско Пальмиры и пленил царицу Зенобию, присоединив к Римской империи почти все утраченные ранее области.
Во время этой войны, часть Александрийской библиотеки была сожжена и разграблена сторонниками Зенобии, но после ее пленения, снова почти полностью восстановлена.
Любопытно, что после победы над Зенобией, Аврелиан начинает утверждать в Римской империи неограниченную власть императора, и официально стал именовать себя «господином и богом».
При этом повсеместно в Римской империи вводится культ Непобедимого Солнца, т.е. Аврелиан также пытался восстановить в Римской империи уже подзабытую к этому времени религию фараона Эхнатона.
Однако это был не последний пожар Александрийской библиотеки.
Еще одно, самое жестокое и бессмысленное уничтожение фондов Александрийской библиотеки, произошло в 391 году, во время правления (375-395 гг.) императора Феодосия Великого.
В этот трагический год, толпы христианских фанатиков, подогреваемыми проповедями епископа Александрии Феофила, чтобы утвердить главенствующую роль христианской религии, буквально разгромили Александрийскую библиотеку, имея целью уничтожить все языческие и еретические книги.
Погром завершился пожаром, в котором погибло большинство рукописей, некоторые из которых стоили целые состояния.
Такова официальная версия.
Но существует информация о надгробной надписи в склепе богатого купца, относящейся приблизительно к 380 году, в которой утверждается, что в течение года, двадцать его кораблей перевозили священные тексты из Египта на остров Родос и в Рим, за что он получил благодарность и благословение от самого Папы Римского.
Сложно судить о степени правдивости данной информации, ибо она опубликована не в академическом издании, но достоверно известно, что позже, «сгоревшие и уничтоженные» книги Александрийской библиотеки таинственным образом стали появляться в других коллекциях, библиотеках и собраниях, чтобы по прошествии времени, опять бесследно исчезнуть.
Но если бесценные книги, стоящие целые состояния, «бесследно» исчезают, значит, это тоже было кому-то нужно.
И именно в папской библиотеке, Алонсо Пинсон, один из капитанов легендарной эскадры Колумба, обнаружил координаты таинственного острова Сипанго, поисками которого Колумб занимался всю свою жизнь.
Между тем, несмотря на беспощадный погром и пожар, устроенный бесноватым Феофилом, основные фонды Александрийской библиотеки все-таки сохранились, и библиотека продолжала существовать.
Окончательную ее гибель историки опять-таки необоснованно связывают с нашествием на Египет арабов под предводительством халифа Омара Первого, и даже сообщают точную дату этого события - 641 год, когда после четырнадцатимесячной осады войска халифа Омара захватили Александрию.
До нас дошла красивая легенда, связанная с этим событием, которая родилась благодаря книге «История династий» сирийского писателя тринадцатого века Абуль Фараджа. Легенда гласит, что когда войска халифа стали сжигать книги на площади, служители Александрийской библиотеки на коленях умоляли его, сжечь лучше их, но пощадить книги. Однако халиф им ответил: «Если в них хранится то, что написано в Коране, они бесполезны, а если противоречат слову Аллаха – вредны».
Александрийская библиотека действительно сильно пострадала во время узаконенных грабежей войск победителя, на разграбление которым, по традициям того времени, на три дня отдавались все ожесточенно сопротивляющиеся города после их захвата.
Однако основная часть книжного фонда опять уцелела и стала наиболее ценным военным трофеем халифа Омара, а ее бесценные книжные фонды чуть позже стали украшением и гордостью наиболее выдающихся библиотек, коллекций и собраний арабского Востока.
Еще одна версия указывает на отсутствие должного ухода за собранием библиотеки после падения державы Птолемеев. Вследствие этого книги сами по себе пришли в негодность, и турки-османы могли сжечь только пустые ветхие здания.
Таким образом, среди специалистов нет единого мнения о гибели библиотеки, и ученые по-прежнему спорят, как и когда она исчезла. Причина этого спора в том, что, к сожалению, древние летописцы не видели необходимости детально описывать научные учреждения Александрии. Слова Афинея, историка III века н. э., довольно типичны: «Зачем говорить о числе книг, устройстве библиотек и коллекции Мусейона, если людям все это прекрасно известно?» Подобные высказывания древних не радуют современных ученых, которые ищут возможности как можно больше узнать об этой удивительной древней библиотеке. Какой бы ни была причина исчезновения библиотеки, ее гибель, в первую очередь, означала потерю огромной сокровищницы знаний. Исчезли сотни тысяч работ греческих драматургов, а также труды по греческой историографии за 500 лет, кроме некоторых работ Геродота, Фукидида и Ксенофонта.
Так или иначе, самая большая библиотека времен античности исчезла. После многочисленных социальных и природных катаклизмов те рукописи, которые выжили, оказались в библиотеках стран Средиземноморья и Западной Европы, послужив основой для развития интеллектуальных сообществ исламского и христианского Средневековья.
В это же время, в IV в., берет начало коллекция древних рукописей библиотеки Ватикана. Её первые корни были заложены при Дамасе I. От IV века до наших дней, столько фактически живёт Ватиканская библиотека. Именно тогда было положено начало уникальнейшего книжного фонда библиотеки Ватикана (вспомним надпись на склепе богатого купца).
Но доступ читателей к многочисленным архивам строго ограничен. Что касается Ватиканского секретного архива, т.е. закрытого фонда библиотеки, то туда попасть практически невозможно: доступ туда разрешают опять же лишь власти Ватикана.
Если же кто-то и получает разрешение поработать с фондами библиотеки, вынести он оттуда ничего не может. Эта привилегия доступна лишь Папе Римскому.
Ватиканская библиотека — один из самых охраняемых в мире объектов, ведь ее защита серьезнее, нежели у любой из атомных электростанций. Помимо многочисленных швейцарских гвардейцев, покой библиотеки охраняют ультрасовременные автоматические системы, образующие несколько уровней защиты.
Много тайн хранит библиотека Ватикана.
Возможно, вы, уважаемые аргонавты, сможете приподнять этот таинственный покров, поработав с ее фондами.
Но вернемся в Александрию. В современную Александрию.
Сегодня на берегу Средиземного моря в Александрии возвышается Библиотека Александрина – одновременно библиотека и полнофункциональный культурный центр.
Это сооружение было построено совсем недавно на месте Александрийской библиотеки, существовавшей здесь в древности.
Торжественное открытие библиотеки Александрина состоялось 16 октября 2002 года.Внушительных размеров библиотека может хранить свыше восьми миллионов книг, а просторный читальный зал распростерся на 11 уровнях каскадного типа, общей площадью в 70 000 квадратных метров.
Здесь есть библиотеки для людей с ограниченными физическими возможностями, для детей, несколько музеев, галерей, а так же планетарий и лаборатория по работе с древними рукописями, где ученые занимаются восстановлением древних манускриптов и изучением истории.
«Новая» Александрийская библиотека имеет собрание в 500 тысяч единиц в своих открытых фондах и еще 7,5 миллионов в хранилищах. Здесь предусмотрены спецзалы для инвалидов и конференц-зал, есть несколько музеев и галерей, лаборатория для работы с древнейшими манускриптами и рукописями, детские залы, планетарий.
Архитектура Библиотеки Александрина, так она теперь называется, восхищает своей выразительностью, делает здание узнаваемым по всему миру, основывается на символике юга и солнца. Центральный читальный зал находится под крышей в 32 метра, сделанной полностью из стекла, а диаметр его составляет 160 метров.
Облицовка здания — асуанский гранит. Внешняя сторона стен «исписана» графическими символами ста двадцати письменных систем. На территории есть солнечные часы.
Библиотека Александрина — возрождение былого величия и свободный доступ к мировым знаниям.
Ежова Т.Н., заведующая библиотеки
Подробнее смотри:
1. Александрийская библиотека и самые древние книги [Электронный ресурс] // Аделанта. Антикварные книги и старинные издания из собрания Александра Лугачева. – Режим доступа: http://adelanta.biz/starinnye-knigi/hraniteli/alexander/, свободный. – Загл. с экрана.
2. Тайна Александрийской библиотеки [Электронный ресурс] // Авторский сайт Бударина М.Д. – Режим доступа: http://kometa-vozmezdie.ru/196-aleksandriyskaya-biblioteka.html, свободный. – Загл. с экрана.
3. Библиотека Александрина в Александрии [Электронный ресурс] // Весь мир как на ладони. – Режим доступа: http://lifeglobe.net/entry/3702, свободный. – Загл. с экрана.
4. Тайны и загадки библиотеки Ватикана [Электронный ресурс] // Концептуал. – Режим доступа: http://концептуал.рф/tayny-i-zagadki-biblioteki-vatikana, свободный. – Загл. с экрана.
5. Романенко В.Н. Рассказы о книгах и библиотеках [Электронный ресурс] // REFdb.RU. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/2995496-p12.html, свободный. – Загл. с экрана.